Page 116 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 116
ПАМЯТНИКИ
ПИСЬМЕННОСТИ СЛАВЯН
ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА,
СОБРАННЫЕ И ОБЪЯСНЁННЫЕ
Фадеем Воланским.
С примечаниями переводчика
ВЫПУСК II
XV. КАМЕНЬ КУПРЫ. Табл. IV №15
Этот камень с надписью, изображённый у Mommsen’a на табл. XVII и упомянутый на
стр. 333 весьма немногими словами, найден в 1849 году в Пичено вблизи Купры (Cupra
maritima). Mommsen говорит: «Толкование надписи до сих пор невозможно».
По моему мнению, она заключает в себе два классических гекзаметра, в которых с
поэтической нежностью соблазнительным прелестям золота противопоставлено железо,
металл, хотя и простейший, но более полезный (Мне кажется, что тут заключается явная
насмешка Славян над мифологией греков; ибо как Юпитер был высочайшим божеством их,
так Эзмень - высочайшим божеством Славян. Я думаю, что Славяне хотели сказать грекам:
«Ваш бог научает соблазнять, а наш учит возделывать землю, защищаться и получать
всевозможные удобства. - Примеч. перереводчика.).
Юпитер - божество чуждое Славянам - для пресыщения своей страсти победил золотом
Данаю; напротив того, высшее божество Славян - Эзмень - дал человеку железо, материал
более полезный.
Кто уже огляделся в области старины, тот согласится со мной, что эта надпись сделана
за 1000 лет до Рождества Христова. Мы имеем теперь, кроме египетских иероглифов,
надписи китайского императора Ию, некоторые надписи на скалах Синая - только две
надписи на камне, которых древность может соперничествовать с камнем Купры; а именно
известный камень киренский с финикийско-греческим бустрофедоном и намогильный
камень Энея, описанный в первой части, надпись которого такая же змеевидная и также
упоминает о верховном божестве Руссов Эзмене. На всех этих трёх надписях мы находим
интропункцию троеточием, нигде более не встречаемую, и многие формы букв её не