Page 112 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 112

слову «деть», девать.



                                                IX. НАДПИСЬ. Табл. II, № 9


                     Эту надпись, взятую также из Моммзена (Tab. XIII, № 12, pag. 315), по-настоящему не
               должно причислять к славянским, и я принимаю её в эти пределы только для того, чтобы
               сделать   послугу   науке.   Она   находится   на   этрусской   патере   в   музее   Боргия,   и   на
               отечественном   языке   древнего   Аациума   содержит   посвящение   Гебе,   подающей   богам
               Олимпа нектар. Её должно читать назад, и Е произносить с придыханием: Hebe Latinae.
               Замечательно здесь употребление эфиопского Б, чтобы выразить имя Гебы чистым звуком
               бе, что, впрочем, доказывает, что патера вышла из славянской мастерской; потому что как
               этрусское, так и славянское б имеют звук, сродственный звуку в, и чаще выговариваются как
               В, нежели как б. Подобная двузнаменательность встречается и при еврейском бета, которому
               назначает твердый или жесткий выговор только поставленная над ним точка. Это свойство
               перешло и в латинский алфавит; ибо мы находим на римских монетах: BENERI, BOLCANO
               вместо:   Veneri,   Vulcano   (Ещё   в   16-м   столетии   выговаривалось   Б   как   В;   например,   на
               маленькой памятной монете Альбрехта, первого герцога Прусского, читаем мы: GOTES
               BORT PLEIBT EBIGLI.  -  Примеч. переводчика). Дабы отстранить  сомнение  в том, как
               выговаривать   имя  Гебы,  твёрдо   или  мягко,   мастер   патеры   прибегнул  к  нубийскому   Б;
               обстоятельство, встречавшееся мне много раз в славянских надписях.



                X и XI. ДВУХСТОРОННЯЯ СЛАВЯНО-ГНОСТИЧЕСКАЯ КАМЕЯ. Табл. III, № 10 и
                                                              11


                     Ульрих Фридрих Копп в «De varia ratione Inscriptiones Interpretandi obscuras» 1827,
               изобразил   эту   камею   в   политипаже   на   заглавном   листе,   нисколько   не   говоря   о   ее
               содержании.

                     Я передаю здесь надпись эту под двумя номерами, потому что у Коппа ничего не
               сказано: две ли это различные камеи или одна, но двухсторонняя. Я называю этот камень
               гностическим потому, что на нём помещено тройное имя бога; но при этом полагаю, что
               надпись принадлежит весьма ранней эпохе, ибо на всей камее нет ни малейшего признака
               того, чтобы делатель её имел хотя отдаленное понятие о мистериях христианства.
                     Первая   сторона   (№   10),   сверху   несколько   попорченная,   изображает   нагую   нимфу
               Менифею   посреди   между   летящего   к   ней   купидона   и   венерина   голубя.   Трехстрочная
               надпись, изображённая древним славянским или, что здесь всё равно, древним греческим
               алфавитом, говорит:
                     1. В подлиннике: Стерела Купида ранит Менифеи.
                     2. По-русски: Стрела Купидона ранит Менифею.
                     Вторая сторона (№ 11) представляет надпись из семи строк на русском языке, которая
               читается так:
                     1. В подлиннике:
                     Яо, Саваоф, Адоней. Ей! коли eгa лаится, идут в тартаройско тину.
                     2. По-русски: Иегова, Саваоф, Адонай. Ей! коль с Ним ссориться то идти в тартарову
               тину.
                     Эта надпись так ясна, что весьма удивительно, отчего Копп и подобные знаменитые
               лица так много ломали над этим голову! Всему причиною несчастная идея, что ключа для
               непонятых надписей искали в еврейском, финикийском, греческом или латинском языках.
               Мы бы гораздо далее подвинулись в истории, если б прежде избрали настоящий путь к
               объяснению древних памятников.
   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117