Page 70 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 70
обрекавших на казнь Славян, защищавших свое отечество, свою свободу, свой культ? У
Греков ли и Римлян, с кровожадным восторгом взиравших на мучительную смерть своих
противников? У Греков ли и Римлян, назначавших такие истязания для народного
увеселения и развлечения? - Или у Славян, совершавших хотя не менее жестокие казни, но
делавших это в ожесточении против притеснителей своих? - Мы видим, что у первых
истекало варварство из народного характера и сообразной ему обдуманной политики; у
последних же оно было только местью за насилие! Первые совершали зло хладнокровно и с
обдуманностью, последние же только в минуты остервенения, вызванного к тому
продолжительным страданием. Кто же тут истинный варвар: Византиец или Славянин?
Ясно, что Греки и Римляне желали, чтоб Славяне покорялись им безусловно,
жертвовали им не только своим достоянием, но и свободою действий, даже самой жизнью, и
потому вооружали их против единоземцев-единомышленников своих и сопротивлявшихся
этому называли варварами. Это дает повод не верить на слово ни греческим, ни римским
историкам, со времени духа преобладания этих двух народов; а потому все сказания,
составленные ими о Славянах должно соображать с обстоятельствами притеснителей и
притесненных и, согласно разумной критике, очищать их от клеветы, желчи и насмешки.
Исполнив совестливо это дело, мы получим верный взгляд на нравственную сторону
Славян, особенно принимая при этом в соображение, что Геродот называет их
достойнейшими людьми, что Прокопий приписывает им откровенность и добродушие; что
Маврикий и Гельмольд называют их благонамеренными и заботливыми даже о
иноплеменных странниках; и соображая наконец, что у Славян был закон, по которому
каждый пленник, в чьих бы руках он ни находился, пользовался независимостью, ступив на
славянскую землю. Но считая недостаточным одно это сказание, мы можем сделать поверку
славянского характера сличением с характерами некоторых царственных лиц у Славян,
могших со всею свободою выставлять свою волю на вид людям и тем обнаруживать все
малейшие изгибы и оттенки сердца своего.
Собрав такими доводами все возможные сведения, достижимые прямым путем, мы в
каждом таком действии получаем акт для истории Славян до-Рюриковских. -Если подобные
акты не будут еще прямо вязаться между собой, то попытаемся соединить их логическими,
законно дозволенными сближениями, употребляя для того этнографию, древнюю географию,
филологию и разные договоры, грамоты и памятники; в случаях же необходимости,
воспользуемся историческими песнями и преданиями, стараясь отделить в них истину от
вымысла и пиитического преувеличения. - Не последним бы средством было и испытание
приложить алфавит бактрийский, или Зенд-Авесты, к чтению Славянских рун; ибо Венеды
принесли на Балтийское поморье грамотность свою за 2000 лет до Р. X. И потому он может
быть ближе к письменам руническим, нежели наши кирилловская и глаголитская азбуки.
Источников для свода славянской жизни должно искать в истории всех народов
Европы и Азии; ибо Славяне, занимая своими племенами такое громадное пространство,
были соседями многих народов, а потому и могли войти в историю каждого сопредельного
им народа на путях войны или мирной торговли, союзов и договоров.
Все это вместе даст возможность составить, если не полную историю Славян, то ясный
очерк их истории, или эскиз жизни и деятельности народной, с указанием нравственных
двигателей их; эскиз, очищенный уже от всякого произвольного вплетения в него басен,
мифов и преувеличений, но и огражденный от лжи и клеветы Греков и Римлян.
Для сей цели я предпринял выработку предварительно материалов для Славянской
истории, коих два выпуска уже отпечатаны и два готовы для тиснения. Когда я успею
проследить все племена этого величайшего народа в мире и вместе с тем и историю прочих
Европейских народов, то попытаюсь приступить к очерку истории Славян от Зороастра, их
несомненного предка, или, по крайней мере, от Геродота до призвания Рюрика, с братьями, в
Новгород на княжение. Тогда удастся, может быть, доказать, что нетщетно называет
Птолемай одно из северных племен Европы Великоруссами (Vuillerozzi) и что Великая
Россия существовала уже по крайней мере за несколько веков до призвания варягов. А что